Первые шаги в организации училища
Непосредственным первоначальным организатором Троицкого авиатехучилища был коллектив Курганской авиационной школы пилотов Гражданского воздушного флота.
На руководство школы возлагался прием помещений для будущего учебного заведения от Министерства Вооруженных сил СССР, на балансе которого числился городок. Представитель школы должен был начать комплектование училища кадрами и возглавить работу по расконсервированию помещений, приведению их в порядок до прибытия начальника училища. Школе предписывалось передать все имущество и технику создаваемому училищу. Наконец, часть сотрудников школы переводилась Управлением ГВФ в новое учебное заведение. Они должны были стать его первыми работниками и начать работу по подготовке к началу занятий.
Принимать помещения было поручено главному инженеру эскадрильи Звягинцеву Михаилу Пантелеевичу. Он же должен был начать комплектовать кадрами училище, замещать начальника.
В конце августа 1947 года помещения были приняты.
Первого сентября Звягинцев М.П. возвращает-ся после доклада начальнику школы о приеме помещений в Троицк. Вместе с ним тремя самолетами ПО-2 прибыли первые работники училища — пилоты Прядко А.И., Звягинцева М.Г., Катков И.Д., командир звена Прядко М.В. В этот же день написан приказ по училищу за номером первым.1
Комплектованием постоянного состава, кроме исполняющего обязанности начальника, занимались Управление кадров ГУ ГВФ, военный комиссариат города Троицка, горздравотдел Троицкого горисполкома.
Набор курсантов осуществляли отделы кадров территориальных Управлений Гражданского аэрофлота. На месте, то есть в Троицке, разрешено было набрать лишь одну группу учащихся из числа проживающих в Челябинской области.
Управление ГВФ комплектовало руководящий состав училища и подбирало преподавателей, имеющих авиационное образование, так как специалистов-авиаторов в условиях Троицка, где не было ни аэропорта, ни авиационных предприятий просто найти было невозможно.
Военкомат, по просьбе Звягинцева М.П., помогал комплектовать военный цикл из числа офицеров запаса.
по Троицкому авиационному техническому училищу ГВФ
от 1 сентября 1947 года.
г. Троицк
Содержание: о комплектовании личным составом училища.
§1
С сего числа приступить к комплектованию личным составом Троицкого авиационного технического училища, согласно Указания начальника Курганской авиашколы пилотов ГВФ и выполнения указаний начальника УУЗ ГУ ГВФ № 028/10015.
Кроме того, он рекомендовал из числа бывших воинов, служивших в авиации, работников на должность лаборантов, инструкторов.
Штатное расписание училища диктовалось указанным выше Постановлением Совета Министров СССР. Введение военного обучения требовало иметь два учебных отдела со своими штатами. Отдел, занимающийся подготовкой авиационных техников для гражданской авиации, и отдел, который бы одновременно осуществлял подготовку офицеров запаса — техников для Военно-Воздушных сил. Кроме того, работники этого отдела должны обеспечивать внутренний порядок, так как курсанты находились на казарменном положении.
Следовательно, в штате училища должны быть не только преподаватели, лаборанты, техники-инструкторы гражданских дисциплин, но и военные специалисты.
Поскольку курсанты находились постоянно на территории училища и на полном государственном обеспечении, то в штаты надо было набирать работников столовой, снабженцев, кладовщиков, шоферов, швей по ремонту одежды и белья, прачек, сапожников, а также работников клуба, электриков, плотников, медицинский персонал для санчасти и других рабочих.
Средний технический состав и работники материально-технического отдела (МТО) набирались из числа жителей города.
О том, как проходила работа по организации училища и подготовка к началу занятий, лучше всего расскажет хронология событий и дел тех дней.
- 4 сентября прибывает в училище на должность начальника техотдела (начальника учебного аэродрома) Дженжера Иван Ефимович. В гражданской авиации с 1933 года.
- 6 сентября из Курганской школы пилотов прибывают два автомобиля, а также три лошади, один жеребенок, семь коров, четверо телят, семнадцать овец и один ягненок. В училище приказом и.о. начальника создается свое подсобное хозяйство. Принимается в штаты бригадир подсобного хозяйства, пастух, доярка, конюх.
- На 7 сентября в штате училища числилось уже 30 человек.
- 11 сентября назначается ответственный за получение продовольственных карточек для постоянного состава (в 1947 году в городах еще сохранялось снабжение продовольствием жителей по карточкам, введенное еще в годы войны).
- 23 сентября прибыли на учебу первые курсанты (Бондарев и Камынин).
- 25 сентября из Кургана прибыл эшелон с имуществом и техникой Курганской школы пилотов для Троицкого училища. С этим же эшелоном прибыли домашние вещи семей Колотыгиных, Дерябиных, Рассказовых, Маличкиных, Звягинцевых, Прядко и др.
- В эти же дни на военном аэродроме произвел по-садку самолет ПО-2, прилетевший из Бугурусланской школы пилотов в распоряжение училища.
- 26 сентября создается комиссия по приему и распределению прибывшего имущества из Кургана (10 самолетов ПО-2 для технической практики, библиотека, обмундирование, постельные принадлежности, белье, стройматериалы, станки, оснастка, автозапчасти, шкафы и столы канцелярские, стулья и прочее). В этот же день докладывает и.о. начальника Звягинцеву М.П. о прибытии на должность заместителя начальника училища и начальника учебного отдела Бойцов В.Н.
Солдатская норма питания
Завтрак: второе мясное или рыбное блюдо, чай с сахаром, хлеб.
Обед: первое – супы на мясном бульоне, второе – мясное блюдо, компот, хлеб.
Ужин: каша, чай с сахаром, хлеб.Хлеба выдавалось 600 г. в день на человека. Как вспоминают курсанты первого набора, питание было неплохим. Особенно, если учесть, что в 1947-1948 гг. в стране было трудно с продуктами питания. И далеко не в каждой семье на столе было мясо каждый день.
- 1 октября начала работать столовая училища. Прибывшие на учебу курсанты и летно-подъемный состав приказом зачисляются на продовольственное снабжение и горячее питание. Этим же приказом устанавливаются нормы снабжения продуктами летно-подъемного состава, командования училища и норма питания курсантов. Курсанты питались по солдатской норме.
- С прибытием стройматериалов из Кургана раз-вернулась работа по изготовлению парт для классных комнат, табуреток и тумбочек для казарменных помещений.
- 7 октября в училище поступило 8 автомобилей, выделенных Главным управлением ГВФ, в том числе:
- Бензовоз — 1
- ГАЗ-АА (полуторка грузовая) — 1
- Шевроле (легковой автомобиль) — 1
- ЗИС-5 — бортовые — 5.
- 10 октября был зачислен в штат училища на должность главного бухгалтера Дадерко Афанасий Денисович, 1902 года рождения, участник Великой Отечественной войны. Проработал в училище до выхода на пенсию.
- 13 октября прибыл в училище и поступил к исполнению обязанностей начальника Захаров Константин Иванович.
Константин Иванович — родился в 1908 году на Украине, в Днепропетровской области. В четырнадцать лет остался без отца и без матери. Родственники определили его на работу в железнодорожное депо, где проработал семь лет. В 1929 году его направляют на учебу. Поступает в Киевский авиационный институт.
В 1935 году заканчивает его. Работает инженером инспекции Главного Управления ГВФ, затем по собственному желанию переводится в Актюбинск на должность старшего инженера аэроузла, потом отряда. Был главным инженером Северо-Казахского управления ГВФ, старшим инженером в Главном Управлении ГВФ.
Работал на заводе 311, начальником Ростовского аэропорта.
В годы Великой Отечественной войны воевал в составе авиационных частей гражданской авиации. Был командиром эскадрильи, начальником штаба 8-го, 14-го, 26 авиаполков. Награжден двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» I и II степе-ни.
В Троицкое авиатехучилище прибыл из Северо-Кавказского Управления ГВФ.
Во многих окнах не было стекол, не во всех помещениях были двери. Обвалившаяся штукатурка, полуразрушенные печи отопления, выдранная электропроводка в служебных помещениях и в квартирах для проживания прибывающих на работу специалистов – таково было наследство, доставшееся училищу”.
Вступив в должность, Захаров К.И. занялся, прежде всего, разрешением конфликтной ситуации, сложившейся в городке. Сложилась она потому, что распоряжением Главного Управления ГВФ на базе, предназначенной для училища, было решено организовать еще и школу авиамехаников со своим начальником, штатами и хозяйством.
Прибывший начальник школы Григорьев С.Я. 26 сентября приступил к комплектованию школы кадрами и ее организации. Он потребовал от Звягинцева М.П., исполняющего обязанности начальника училища, поделить помещения согласно распоряжения Управления учебными заведениями ГВФ, так как их было мало. Это вызывало споры, недоразумения, конфликты. Мало того, организация школы ставила училище в трудное положение.
Захарову К.И. не удалось доказать Главному Управлению ГВФ нецелесообразность организации двух учебных заведений на одной базе, которая едва позволяла размещаться училищу.
Его предложение подчинить школу училищу тоже не нашло поддержки. Заместитель начальника Главного Управления ГВФ генерал-лейтенант Каманин разрешил только: «всю хозяйственную деятельность (склады, столовые, помещения ремонтных и строительных служб), финансы и материально-техническое обеспечение училища и школы объединить в одно хозяйство».
Каманин назначил Захарова К.И. начальником гарнизона обоих учебных заведений.
Хотя конфликт был улажен, тем не менее, причина основная осталась. И она в конечном итоге имела серьезные последствия.
Плановые занятия, то есть учебный год, должны были начаться первого ноября. Такой срок был установлен Главным Управлением для всех шести вновь создаваемых учебных заведений ГВФ. Однако, начать занятия ни в это день, ни в течение ноября не удалось. И виной тому был не коллектив училища. Плохо ли хорошо, но училище было готово начать учебный год в установленное время. Беда в том, что на 1 ноября некого было учить и некому. В учебном отделе не было ни одного начальника цикловой комиссии и ни одного штатного преподавателя. Только в конце ноября прибыли на должность начальника цикловой комиссии самолетов Баранов А.М. и общетехнических дисциплин Бирюков К.И.
Медленно шел набор курсантов. Они прибывали по одному, редко по двое в день. И к первому ноября их едва набралось на одну группу. Поэтому только 12 ноября приказом начальника №79 создается училищная приемная комиссия по рассмотрению документов прибывших на учебу абитуриентов.
17.12.1947г.
г. Троицк
В связи с поступлением курсантов в училище и с целью наведения порядка в их приеме и устройстве
ПРИКАЗЫВАЮ:
§1
Установить следующий порядок приема курсантов:
а) Явка курсанта к начальнику отдела кадров Харыбину для оформления документов прибывшего.
б) После проверки документов, вновь прибывшие, должны быть представлены для предварительного ознакомления к начальнику училища и начальнику политотдела.
в) Прибывших курсантов принимает командир роты, который обязан определить их в общежитие, провести санобработку и медицинское освидетельствование, обеспечить питанием. Представить вновь прибывших к начальнику учебного отдела тов. Бойцову. Личные вещи курсанта должны быть немедленно изъяты и сданы на хранение на склад по описи.
г) Начальник учебного отдела, ознакомившись со всеми прибывшими персонально, распределяет по группам, называет старшину и устанавливает время и место занятий.
д) Командир роты обязан с первого дня ознакомить курсанта с внутренним распорядком дня в училище.
Но хотя и помалу училище в октябре и ноябре все же пополнялось кадрами.
Вскоре после приезда начальника также из Северо-Кавказского Управления на должность начальника отдела кадров прибыл с семьей Харыбин П.Ф.
3 ноября был принят на работу Вишняков С.А. вначале на должность инспектора отдела кадров. Но вскоре был переведен на цикловую комиссию социально-экономических предметов преподавателем, так как имел педагогическое образование.
В ноябре же поступил на работу лаборантом самолетного цикла Голубев И.П., авиатор. Окончил Горьковский авиационный техникум.
И Вишняков С.А. и Голубев И.П. участники боевых действий в годы Великой отечественной войны. Оба кавалеры боевых и трудовых орденов и медалей.
В конце ноября назначается командир роты из числа офицеров запаса (Тремасов Н.К.).
В начале декабря было сформировано три группы курсантов. Это позволило начать регулярные занятия по расписанию.
8 декабря с торжественного построения начался первый учебный год нового учебного заведения. На торжественное построение собрались все работники училища. Как вспоминали те, кто присутствовал на линейке, начальник училища Захаров К.И. и начальник политотдела Рогожин Н.И. поздравили весь коллектив с началом учебных занятий, поблагодарили и курсантов, и сотрудников за большую работу по подготовке всех служб к учебному году.
Пройдя торжественным маршем, курсанты всех трех групп приступили к занятиям.
В течение декабря и первой половины января было сформировано еще пять групп. 21 января приступили к занятиям курсанты восьмой последней группы. Набор был закончен. Всего было набрано и приступили к учебе 192 курсанта. Прибыли они из одиннадцати союзных республик и областей. Наибольшее число поступивших посланники Московских аэропортов, Северо-Кавказского Управления, Урала. Чуть меньше с Украины, Белоруссии и Казахстана.
С началом регулярных занятий всех групп закончился самый напряженный период в организации нового учебного заведения. Он потребовал от тех, кто начинал создавать училище, огромных усилий. Решать приходилось множество задач в короткие сроки.
Нельзя не сказать и о том, что руководство Главного Управления ГВФ и, в частности, заместитель начальника ГУ ГВФ генерал-лейтенант Каманин и начальник Управления учебными заведениями полковник Курдюков не выпускали из внимания процесс организации и формирования училища.
Они были в курсе деятельности коллектива, оказывая необходимую помощь как в комплектовании кадрами, так и в снабжении материальными ресурсами.
Начальник же училища ежемесячно представлял в Управление письменный отчет о состоянии дел в коллективе.
Из курсантов первого набора после выпуска работали в училище или сразу после окончания, или вернулись вскоре:
- Головкин Николай Сергеевич.Фронтовик, участник боевых действий. Защищал Северный Кавказ, освобождал Украину и пол-Европы от фашистских захватчиков. Кавалер трех боевых орденов. Работал заведующим лабораторией, авиатехником на УАТБ, избирался председателем профкома. Работал до пенсии.
- Сотников Алексей Федорович. Год проработал в Тбилисском аэропорту. В училище был авиатехником, инструментальщиком на УАТБ, командиром роты. Участник Великой Отечественной войны. Имеет боевые награды.
- Гудимов Георгий Яковлевич. После выпуска работал в Иркутском объединённом авиаотряде авиатехником, бригадиром. В 1961 г. перевелся в училище. Работал авиатехником, лаборантом до пенсии.
- Медведев Владимир Федорович. После выпуска из училища до 1963 года работал в Якутии авиатехником, бортмехаником. В 1963 году перевелся в ТАТУ, был лаборантом, командиром роты, печатником в типографии училища. Умер в 1988 году от тяжелой болезни.
Заканчивая краткий рассказ о том, как начиналась организация Троицкого авиационного технического училища, нельзя не сказать и о тех, кто начинал создавать новое учебное заведение.
Не все они, конечно, выдержали первые трудные годы и высокую требовательность к работникам. Поэтому скажем только о тех, кто, начав работать с первых дней организации училища, проработал в нем многие годы и ушел или по болезни, или на заслуженный отдых.
В училище начали работать с сентября 1947 года. Прибыли из Курганской школы пилотов. Сергей Андреевич начинал заведующим кабинетом. Окончил заочно Егорьевское авиатехучилище, стал преподавать на самолетном цикле. Анна Ирадионовна работала библиотекарем, избиралась председателем профкома, заведовала кабинетом политпросвещения.
Чета Дерябиных также прибыла из Кургана в сентябре 1947 года. Николай Васильевич работал заведующим мастерскими практического обучения. Организовывал первую технологическую практику курсантов. Работал до 1970 года. В 1970 умер от инфаркта. Полина Никаноровна работала парикмахером в училище, кассиром в клубе. Умерла на 88 году жизни.
Харыбины приехали в Троицк по направлению из Северо-Кавказского Управления. Петр Филиппович направлялся на должность начальника отдела кадров училища. Но работал недолго. В 1950 скоропостижно скончался от инфаркта. Пелагея Самуиловна дожила до старости. Работала на разных должностях. Но дольше всего работала комендантом училища. Активно участвовала в работе женсовета в художественной самодеятельности.
Осенью 1947 года поступили на работу в училище Голубевы. Иван Петрович был принят на должность техника-лаборанта, так как имел среднее авиационное образование. Работая, учился заочно в институте. Был преподавателем, многие годы возглавлял цикловую комиссию. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». Избирался депутатом городского Совета. Работал до пенсии. Фаина Ивановна работала также всю жизнь, как приехала в Троицк, в училище. Из 27 лет — 20 была телефонисткой.
С декабря 1947 года и до 1982 года работал в училище Елкин Виктор Васильевич. Начинал лаборантом, потом
был заведующим лабораторией, преподавателем, освобожденным председателем профсоюзной организации, начальником отдела кадров. Фронтовик. Участник парада Победы в Москве в 1945 г.
Зотов Михаил Ильич в училище с пятого января 1948 г. Направлен был на должность начальника отдела материально-технического и продовольственного снабжения. И проработал им двадцать лет. Его вклад в организацию, становление и развитие училища весьма значителен. Под его непосредственным руководством шло строительство многих объектов ТАТУ, а также обеспечение учебного процесса необходимыми материальными ресурсами, поддержание материальной базы, создание условий для жизни курсантов. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в войне 1941-1945 гг.».
28 лет трудился в училище Вишняков Сергей Алексеевич. Начал работать с 3 ноября 1947 года. Был недолго инспектором отдела кадров, преподавателем. Многие годы руководил цикловой комиссией СЭД. Троичанин. Фронтовик. Кавалер двух боевых орденов. Его многолетний труд в училище отмечен орденом «Знак почета» и медалью «За трудовую доблесть», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота».
Дженжера Иван Ефимович прибыл в училище 4 сентября 1947 года и был назначен начальником учебного аэродрома, который еще надо было создавать. И ему это удалось. Аэродром был оснащен необходимой техникой, инвентарем. Были построены землянки для хранения ГСМ, инструментов. Пришлось Ивану Ефимовичу быть начальником аэродрома и УАТБ на Морозкино. И также создавать его на пустом месте, оснащать необходимым оборудованием, чтобы на него могли приземляться самолеты, прибывающие в училище для учебных целей.
В октябре 1947 года были приняты на работу в отдел МТО: Грибков Павел Федосеевич на должность заведующего техническим складом. Проработал до пенсии. Участник Великой Отечественной войны. Кавалер трех боевых медалей.
Несмеянов Дмитрий Иванович был принят шофером в ТАТУ на грузовую машину. Проработал в училище до пенсии. Участник Великой Отечественной войны с Германией. Воевал в артиллерийских и минометных полках. Награжден двумя медалями «За отвагу» и «За Победу над Германией».
Брыков Павел Иванович принимался в декабре на должность электромонтера. Ему пришлось налаживать электрические сети в училище, а затем монтировать и обслуживать первую и вторую телефонные станции внутриучилищной телефонной связи.
Более 15 лет, начиная с октября 1947 года, проработал в училище Дадерко Афанасий Денисович. Прибыл он в училище по направлению из отдела кадров ГВФ на должность старшего (главного) бухгалтера. И работал им до пенсии. Участник Великой Отечественной войны. Награжден боевым наградами. Опытный финансист, он прилагал немало сил в налаживании финансового порядка во вновь создаваемом учебном заведении. Как вспоминают те, кто работал в училище в те годы, Афанасий Денисович строго следил, чтобы государственная копейка была использована по назначению.
Щербатов Александр Иванович поступил на работу во вновь организуемое училище Аэрофлота в сентябре 1948 года после демобилизации из армии. Вначале работал в школе механиков лаборантом, а после её расформирования перешел в училище на должность техника-инструктора. Участник войны с Германией. Награжден медалью «За победу над Германией». Работал до увольнения по болезни. За добросовестное отношение к работе награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота».
С начала 1948 года и до середины 1977 года проработала в училище Иванова Нина Ивановна. В первые годы организации и становления училища работала секретарем политотдела. Когда политотделы, как структурная единица, были упразднены и вместо начальника политотдела была введена должность заместителя начальника училища по политчасти (замполиты), перешла в секретную часть секретчиком. В её обязанности входило получение документов, имеющих секретную информацию, регистрация, хранение и выдача их.
Более тридцати пяти лет работал почти с первых лет организации училища и до пенсии Буравов Николай Егорович. Работал шофером.
В организации и становлении училища приняли также и другие работники, пришедшие на работу в 1948-1949 годы и проработавшие затем до выхода на пенсию. Среди них:
- Головкина Галина Ивановна — медицинская сестра, проработала более 33 лет.
- Руденко Елизавета Андреевна работала в швейной мастерской швеей.
- Штангей Нина Александровна — работала разнорабочей, кастеляншей, комендантом училища.
- Подмарькова Татьяна Михайловна — санитарка училищной амбулатории.
- Шуструйская Варвара Викторовна — разнорабочая, уборщица.
Михаила Сергеевича Грачева знал каждый курсант, начиная с первого набора и до набора 1972 года, по-скольку он ведал вещевым снабжением, т.е. одевал, обувал и снабжал постельными принадлежностями обучающихся в училище.
Поступил на работу Михаил Сергеевич в июне 1948 года, сразу же после демобилизации из Красной Армии. В армии он служил с 1934 года. Кадровый офицер. Принимал участие в освобождении Западной Украины и Белоруссии. Великая Отечественная война началась для него, как поется в песне, ровно в 4 часа.
Воевал командиром минно-подрывного взвода до ранения, после которого был признан непригодным к строевой службе, и служил в частях, где готовились кадры для фронта. За участие в боевых действиях награжден медалью «За победу над Германией в войне 1941-1945 гг.».
Более 30 лет проработал в училище Грибков Павел Федосеевич. Пришел он на должность зав. техническим складом 14 октября 1947 года, а в феврале 1979 года уволился в связи с уходом на пенсию с должности лаборанта. В училище он занимался оснащением учебно-го процесса техникой и техническими средствами.
Таран Николай Филиппович начал работать в Троицком авиационном техническом училище с 1948 года и проработал в нем более 25 лет. Работал на разных должностях. Фронтовик. Воевал с 1942 года, защищая Ленинград. Был артиллеристом, разведчиком. Четырежды ранен. Награжден двумя орденами и многими медалями.
Михалев Вениамин Павлович — руководитель сантехслужбы училища. Участник Великой Отечественной войны. Прошёл все ады плена.