«Дайте мне точку опоры …»
Техническая механика составляет одно из главных содержаний многих областей естествознания и одновременно является научной основой большинства областей техники, а ее изучение способствует формированию у будущих специалистов правильного научного мировоззрения, расширяет их кругозор, развивает логическое и аналитическое мышление.
Преподавание технической механики в колледже имеет свои особенности, связанные с тем, что эта дисциплина сама по себе достаточно сложна для восприятия и понимания курсантами младших курсов и тесно связана с авиационными дисциплинами.
В истории нашего колледжа можно отметить двух талантливых преподавателей, которые могли очень доступно объяснить основные положения и теоремы механики. Это Владимир Антонович Горюнов и Султан Секенович Баймухаметов.
Владимир Антонович пришел на работу в колледж в 1962 году и преподавал техническую механику до 1994 года. Он был сторонником проблемно-деятельностного подхода в обучении и изложение новой темы начинал с конкретной задачи или события из собственной практики. Интересных практических проблем и ситуаций в его трудовой деятельности было множество, ведь он закончил Свердловский горный институт, получив специальность горного инженера, и несколько лет работал в геологоразведке как специалист по бурению нефтяных скважин.
Он был удивительным рассказчиком. Его негромкий выразительный голос с правильно расставленными паузами так увлекал курсантов, что они забывали про звонок и с сожалением покидали урок. На занятии была абсолютная тишина, которая нарушалась только звуком мела по доске.
В 80-тые годы в колледже шла большая стройка. Закончили строительство новой столовой, перепланировали здание библиотеки, завершали еще ряд объектов. И тут случилось неожиданное событие: ночью обвалились балки одного из строящихся объектов и рухнул весь этаж. Никто не пострадал, но сроки сдачи объекта существенно отодвинулись. Почему это случилось?
Владимир Антонович провел собственное расследование. Вооружившись рулеткой и логарифмической линейкой, он несколько дней делал замеры и расчеты. А затем на занятиях по теме «Статика» вместе с курсантами разобрал вопрос прочности колон, на которые опирались железобетонные плиты перекрытия.
Строгая логика рассуждений и разнотипность подходов к решению многообразных задач, требование от курсанта не столько формального запоминания, сколько строгого логического мышления при выводе и анализе формул и обязательного понимания физического смысла изучаемых закономерностей были основными характеристиками стиля обучения преподавателя Горюнова Владимира Антоновича.
Баймухаметов Султан Секенович начинал работать преподавателем цикловой комиссии общетехнических дисциплин в 1968 году.
Много лет затем возглавлял эту комиссию. Он является единственным преподавателем колледжа, который реализовал проблемно-модульную технологию обучения, как наиболее целесообразную для успешного освоения основных понятий, положений и законов курса «Техническая механика». Единицей учебного материала выступал модуль — логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя когнитивный и деятельностный компоненты, освоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля. Компоненты модуля не являлись жестко фиксированными и могли варьироваться. Инвариантными компонентами в структуре модуля выступали: учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога.
Каждый модуль содержал:
Одним из главных элементов модульного обучения являлась система контроля и оценки достижений курсанта, которая стимулировала повседневную систематическую работу, значительно повышала «состязательность» в учебе. Султан Секенович проделал колоссальную работу при создании своей рейтинговой системы контроля и оценки достижений курсантов, внедрил ее и успешно апробировал на протяжении ряда лет при преподавании курса «Техническая механика». Каждый день после занятий Султан Секенович заполнял таблицы рейтинга курсантов на листах формата А1 своим четким красивым подчерком, скурпулезно учитывая достижения каждого курсанта. На следующее утро курсанты спешили в аудиторию технической механики, чтобы посмотреть на свои баллы. Ведь набранная контрольная сумма освобождала курсантов от зачетов и экзаменов. Преподаватель очень много занимался с учащимися дополнительно, после занятий. Практически все областные олимпиады по технической механике выигрывали курсанты Султана Секеновича.
Свой многолетний опыт преподавания общепрофессиональных дисциплин, результаты творческих поисков эффективных методов обучения Баймухаметов С.С. обобщил в учебном пособии, которое было рекомендовано Областным методическим объединением преподавателей технической механики к изданию в качестве учебника по технической механике для ССУЗов. Однако неожиданный уход из жизни преподавателя не позволил осуществиться этим планам.
К сожалению, богатое педагогическое наследие этих замечательных преподавателей практически не сохранилось. А оно существенно помогло бы сегодняшним молодым преподавателям в педагогической деятельности по обучению этой очень важной дисциплины.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку с вашего сайта.